Рука и нога (Hand and Foot)
Количество колод:
5 (для 4-х игроков)
Количество карт в колоде:
52 и 2 Джокера
Количество игроков:
4 (пара на пару)
Старшинство карт:
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д,
К, Т.
Цель игры:
первым со своим партнером избавиться от всех своих карт,
составляя наборы карт.
Правила игры.
Североамериканская карточная игра,
считается, что она произошла от игры
Канаста. Существуют версии
игры для шести игроков в двух командах по три игрока в
каждой или любого количества игроков, где каждый играет
сам за себя, но самая популярная это версия для 4-х
игроков в партнерстве. Опишем данную версию, правила
которой предоставил Bill Whitnack.
Партнерами становятся по желанию или по жеребьевке.
Перед игрой партнеры располагаются за столом друг
напротив друга так, чтобы по левую и правую руку каждого игрока были его соперники. В игре используются 5 колод
карт, в том числе по 2 джокера в каждой колоде, всего
270 карт. Первый сдатчик в игре определяется жребием или
по желанию, в следующих играх игроки сдают карты по
очереди, по часовой стрелке. Далее сдатчик тщательно
перемешивает, перетасовывает все карты и выкладывает в 4
закрытые стопки по 13 карт, затем он по часовой стрелке
передает по одной стопке каждому игроку эти карты
называются "рука". После этого выкладывает еще в 4
закрытые стопки по 13 карт, затем он снова по часовой
стрелке передает по одной стопке каждому игроку, эти
карты называются "нога". Таким образом, каждый игрок
получил по 2 стопки карт, первая полученная стопка
называется "рука", а вторая полученная стопка называется
"нога". Оставшиеся карты кладутся в закрытом виде, то
есть лицевой стороной вниз по центру стола, это будет
запас. Верхняя карта с запаса снимается и кладется рядом
с запасом в открытом виде, эта карта начинает стопку
сброса, если эта карта оказывается тройкой красной масти
или джокером, то эта карта кладется в середину запаса и
сверху колоды вновь снимается верхняя карта для первой
карты сброса. Каждый игрок берет в руки карты "руки", а
карты "ноги" смотреть запрещается, пока есть карты руки.
Цель каждого игрока состоит в том, чтобы избавиться от всех карт своей руки, а затем избавиться от карт ноги, составив набор из карт "мелд" (MELD). Мелд представляет собой набор от 3-х до 7-и карт включительно одного ранга, которые размещаются на столе лицевой стороной вверх. Мелд не может иметь менее 3-х или более 7-и карт. Выложенные наборы принадлежат не одному игроку, а обоим, которые играют в партнерстве. Партнеры могут вместе выкладывать эти комбинации, например, один игрок из команды открывает набор тремя картами, а партнер этот набор в свою очередь продолжает. В наборах разрешается использовать карты от четверки до туза включительно. Тройки в наборах использовать нельзя, так как они имеют особый смысл. Двойки и джокеры это свободные карты и их можно использовать в наборах вместо любых других, но набор из 3, 4 или 5 карт может содержать не более одного джокера или двойки и набор из 6 или 7 карт может содержать не более 2-х таких карт. Допускается собирать набор полностью из свободных карт, из двоек или джокеров. Итак, существуют следующие типы мелд:
чистый мелд - в наборе не используются двойки и джокеры;
грязный мелд - в наборе есть одна или две свободные карты (двойка или джокер);
дикий мелд - набор состоит полностью из свободных карт (двоек или джокеров).
Мелд состоящий из семи карт, является полным и называется "куча". Когда набор из карт собран, эти карты лежат в стопке, и верхняя карта стопки должна обозначать:
чистый мелд - верхняя карта стопки должна быть красной масти;
грязный мелд - верхняя карта стопки должна быть черной масти;
дикий мелд - верхняя карта стопки должна быть свободной картой (джокером или двойкой).
Собранные мелд из семи карт должны храниться только перед одним членов 2-х партнеров, а другой партнер этой команды должен хранить мелд от 3-х до 6-и карт.
Игра заканчивается, когда один из игроков избавляется от всех своих карт в руке и ноге, но при этом должны быть выполнены все нижеперечисленные условия:
оба партнера команды, где игрок избавился от всех своих карт должны иметь 2 чистых мелд, 2 грязных мелд и один дикий мелд;
партнер, игрока который избавился от всех своих карт должен был избавиться от карт руки и играть картами ноги;
игрок, который избавился от всех своих карт, должен спросить у своего партнера, можно ли ему выйти из игры, и если партнер соглашается, то игра заканчивается, а если нет, то игрок не выходит из игры на этом ходу.
После того как заканчивается игра, начинается подсчет очков за карты, которые остались в руке и ноге игрока. Стоимость карт в очках:
50 очков - за каждого джокера;
20 очков - за каждую двойку или туза;
10 очков - за каждую карту от восьмерки до короля включительно;
5 очков - за каждую карту от четверки до семерки включительно;
5 очков - за каждую тройку черной масти.
Имеются также и бонусные очки, которые считаются отдельно от очков за карты. Команды игроков получают следующие бонусные очки за наборы карт, которые они собрали:
500 бонусных очков - за каждый чистый мелд;
300 бонусных очков - за каждый грязный мелд;
150 бонусных очков - за каждый дикий мелд;
100 бонусных очков - за выход из игры, когда игрок избавляется от всех своих карт и игра оканчивается;
100 бонусных очков - за каждую тройку красной масти.
Итак, первый ход в игре принадлежит игроку слева от сдатчика. Первый игрок, как и каждый следующий по часовой стрелке, должен в первую очередь положить на стол в открытом виде тройки красной масти и взять такое же количество карт из карт запаса. Если у первого игрока нет этих троек, то ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке, пока не будут выложена хотя бы одна тройка, после чего игрок на своем ходу делает следующее:
берет две карты из запаса;
может доложить одну или несколько карт к собираемому набору из карт со своим партнером;
положить одну любую свою карту сверху стопки сброса.
В качестве альтернативы при взятии 2-х карт из карт запаса, игрок может взять 7 верхних карт из стопки сброса, при условии, что в стопке сброса есть не менее 7-и карт. Для того, чтобы забрать карты из колоды сброса, должны выполняться все из следующих 3-х условий:
верхняя карта стопки сброса не должна быть тройкой;
у игрока должно быть две карты, которые такого же значения, что и верхняя карта сброса;
игрок должен немедленно объединить все эти три карты вместе с картами, что у игрока в руке.
Стоит отметить, что наборы собираются только в партнерстве, то есть партнеры одной команды не могут собирать наборы партнеров другой команды. Нельзя собирать сразу несколько мелд. Сначала собирается один и только после сбора первого партнеры начинают собирать второй.
Карты ноги. Когда заканчиваются карты руки, игрок поднимает карты ноги, существует 2 способа как это может произойти. Если игроку удается вложить все карты руки в набор, то игрок может сразу поднять карты ноги и продолжить свой ход, отбрасывая одну карту в сброс. С другой стороны, если игрок вложил все карты руки кроме одной в набор, то игрок одну оставшуюся карту сбрасывает в сброс и берет карты ноги, которыми играет в следующем своем ходе.
Красные и черные тройки. Красные тройки всегда используются для начала сбора наборов. Всякий раз, когда игрок обнаруживает, что у него в руках красная тройка, то он должен немедленно на своем ходе поместить ее лицевой стороной на стол и взять взамен одну карту из запаса. Почему это нужно делать? Потому что в том случае, если партнер этого игрока выходит из игры, то начинают начислять бонусные баллы и при отсутствии этой красной тройки партнеры не получат за них бонусные баллы. А от черных троек можно избавиться, только отбрасывая их в сброс.
Конец игры. Как было написано выше, игра заканчивается, если игрок, попросил разрешения у своего партнера на выход из игры и составив набор, избавился от всех своих карт. Существует и обычный конец игры, когда закончился запас, в этом случае игроки подсчитывают очки за оставшиеся карты и никто не получает бонусные очки за выход из игры. Обычно игроки играют несколько игр и по их итогам определяют команду победителей. О количестве игр игроки договариваются перед первой игрой.
Дата створення/оновлення: 25.05.2018